News image News image News image News image News image


И СТАЛ ЗАВОД

и стал завод

В 1933 году советский народ приступил к выполнению второго пятилетнего плана. Страна вступила в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства, который имел свои особенности и трудности.

В промышленности, наряду с развертыванием капитального строительства, на первый план выдвигалась задача освоения новых производств. Это представляло гораздо большую трудность, чем использование старых заводов и фабрик. Нужно было время для подготовки необходимых кадров - инженеров, техников, квалифицированных рабочих.

Исходя из требования того времени, высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) в начале 1933 года было принято постановление о строительстве возле поселка Ликино Лесохимического опытного завода по облагораживанию древесины (ЛОЗОД), на котором планировалось впервые в отечественной практике наладить производство прессованной древесины и изделий из нее. Проектирование нового завода было поручено институту Гипролесхим. По проекту предприятие было рассчитано на выпуск 792 тонн лигностона и 990 тонн изоплит (разновидности прессованной древесины). На строительство завода было выделено 22 млн. рублей.

Летом 1933 года в Ликино была создана строительная организация, которая входила в состав конторы Древпластмассстрой Наркомата лесной промышленности СССР. Стройку возглавил первый начальник строительства В.И.Кузнецов.

Со станции Ликино к будущему заводу потянулись грузы, строительные материалы. Началось трудное, но незабываемое время созидательного труда, время взлетов и падений, время радостных открытий и горьких ошибок.

На строительство завода прибыла группа квалифицированных строителей, в основном каменщиков, во главе с инженером А.П.Бухаринским и конструктором А.И.Чувановым.

В разные области страны направлялись вербовщики рабочей силы. Люди приходили и уходили, на ЛОЗОДе в то время была большая текучесть кадров: не все выдерживали жестокие условия труда (работали днем и ночью), плохие жилищные условия, перебои с питанием и заработной платой.

Основные работы были сосредоточены, прежде всего, на строительстве котельной. Рытье котлована началось осенью 1933 года. Первый камень будущего завода заложили его первые строители Т.Ф.Кудакин, А.С.Батулин, В.З.Ануфриев, Н.Е.Филин и другие. Руководил ими опытный инженер А.И.Чуванов. Работы продолжались и зимой, поэтому был сооружен тепляк, где нагревали бутовый камень, песок, щебень, воду. К весне 1934 года было построено зольное помещение котельной. Одновременно соорудили водонасосную башню, восстановили артезианскую скважину, тем самым обеспечив водоснабжение стройки.

Строители (109 человек, из них 17-инженеры и техники, трудились самоотверженно. В 1935 году на строительстве развернулось стахановское движение. Архивные документы донесли до нас имена заводчан - героев труда той бурной поры. Это плотники С.П.Мартынов, И.П.Кочетков, М.Лобачев, С.Е.Филин, М.И.Зайцев, столяры Д.Р. и Д.Д.Меженевы, каменщики А.И.Жигарев, П.А.Киселев, Т.Ф.Кудакин, А.Ф.Кудакин, слесари П.Е.Клименко, А.Г.Зайцев, В.М.Дюков, А.В.Ануфриев, разнорабочие П.Н.Пушков, Г.Д.Краюшкин, М.С.Свирина, Т.Н.Шемонаева, Е.М.Дюков, Е.Оборотова.

В своих воспоминаниях старейший работник завода Н.Е.Филин писал об этих людях: Вышеупомянутые рабочие - это поистине герои труда. Не считаясь со временем, погодой и трудностями, они строили наш завод. Биография каждого из них - героизм, настойчивость и любовь к родной земле .

В конце 1933 года на стройке организовался постройком, в состав которого входили С.Е.Мартынов, А.С.Батулин, И.С.Баринов, Е.Оборотова. Председателем постройкома был избран Никифор Егорович Филин. Спустя некоторое время создастся и партийная организация, состоящая из пяти человек - Г.Е.Горяченков (начальник стройки), М.П.Кузьмин, Скрипский, Н.Е.Филин, И.С.Шигаев (парторг). 20 комсомольцев тоже создали свою ячейку, которую возглавил А.Н.Югин.

Партбюро, постройком и комитет ВЛКСМ уделяли особое внимание проведению политической и воспитательной работы, развертыванию социалистического соревнования и стахановского движения.

Летом 1937 года были полностью построены и оборудованы котельная, слесарно-механическая мастерская, сушильный и деревообделочный цеха, естественные сушила, цех лигностона с отделением перебраковки и сушильными камерами, цех пропитки и пригонки брусков. Производственные площади завода в это время составляли 5596 квадратных метров.

Наличие производственной базы и трудовой энтузиазм строителей позволили осенью 1937 года объявить во всеуслышание - родился новый завод, на котором начался серийный выпуск прессованной древесины и изделий из нее.

В это время на ЛОЗОД приезжает первый директор Владимир Никифорович Субботин. Вместо ранее работающего постройкома избирается заводской комитет профсоюза во главе с Петром Васильевичем Чистовым.

На заводе складывается основной костяк рабочих, которые всю свою трудовую биографию связали с ним. Это Н.Е.Филин, С.Е.Филин, А.В.Ануфриев, А.Н.Югин, И.С.Беляков, А.С.Батулин, П.С.Батулин, И.И.Капитонов, А.П.Павлова, Т.Ф.Кудакин, Р.И.Майоров, Н.Т.Каплин, А.Н.Шемонаева, Л.К.Фролова, И.Н.Макаров, В.В.Максимов, В.М.Дюков и многие другие.

В довоенный период ЛОЗОД освоил производство прессованной древесины (лигностона и лигнофоля), брусков малого и большого челноков для текстильной промышленности, вкладышей для подшипников (ранее выпускались из меди), шпона, пропитанного лаком, изделий ширпотреба.

В 1937 году завод получил специальный заказ от строителей Московского метрополитена на изготовление подкладок под рельсы для первой линии метро Парк культуры - Сокольники . Для выпуска этой продукции ЛОЗОД приобрел многоэтажный пресс Зимпелькамп . Только в 1937 году было выпущено около 85 тонн этих подкладок.

На 1941 год были намечены большие планы. Предстояло закончить строительство и монтаж оборудования в новом цехе по производству лигнофоля, возвести жилой дом, благоустроить заводскую территорию. Свершиться этим планам помешала война. Перед ее началом на заводе работало 422 человека. Заводской поселок насчитывал 3679 кв. метров жилой площади, на которой проживало около тысячи лозодовцев, включая членов их семей.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отзывы об автомобилях ГАЗ:

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 2790 Газель, 2007 г

Прочитав отзывы о газельке, решил высказать своё мнение. Свою Газельку купил в автосалоне на заказ. Сейчас пробег 120 тыс. км

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 2217 Баргузин, 2009 г

Нужен был автомобиль для перевозки зоотоваров, хотел взять 5-ний Фольтсваген, но остановил свой выбор на ГАЗ Ривьера!

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 22171 Соболь, 1999 г

Не люблю пятой точкой по асфальту. Не люблю втискиваться за руль. Не люблю, когда зимой шапка цепляется за потолок. Не люблю, ко...

Прошедшие события группы "ГАЗ":

News image

Автобусы на газу

В соответствии с настоящими экологическими стандартами Евро-5, было приято решение о разработке моделей автобусов, которые б...

News image

«Группа ГАЗ» поставит 139 автобусов государственным и ч

«Группа ГАЗ» выиграла аукцион на поставку 74 низкопольных автобусов ЛИАЗ в ГУП «Пассажиравтотранс» Санкт–Петербурга на общую сум...

News image

«Дышащие» авточехлы Akuba FAS-7

Akuba FAS-7 "дышащие" - специально разработанные авточехлы для использования в летний период.

More in: Грузовые автомобили, Коммерческие автомобили, Пассажирские автобусы

Техника ВПК:

Производство БА-64

News image

Производство БА-64 было развёрнуто на ГАЗе в апреле 1942 года, первые серийные бронеавтомобили были собраны уже в том ...

Ходовая часть БА-64

News image

БА-64 имел колёсную формулу 4×4. Подвеска передних колёс состояла из двух четвертьэллиптических рессор и гидравлическо...

История группы "ГАЗ":

Отзыв об автомобиле ГАЗ Волга Сайбер, 2009 г

Доброго времени суток. Купил Волгу Сайбер 10 октября 2009 года.

Отзыв об автомобиле ГАЗ Волга Сайбер, 2009 г

Ездил на разных машинах: Москвич 412, ГАЗ 31029, 3110 (дв.402), 3110 (дв.406), 31105 (крайслер), Тойота Карина, Шевроле Ланос, Л...