News image News image News image News image News image


И СТАЛ ЗАВОД

и стал завод

В 1933 году советский народ приступил к выполнению второго пятилетнего плана. Страна вступила в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства, который имел свои особенности и трудности.

В промышленности, наряду с развертыванием капитального строительства, на первый план выдвигалась задача освоения новых производств. Это представляло гораздо большую трудность, чем использование старых заводов и фабрик. Нужно было время для подготовки необходимых кадров - инженеров, техников, квалифицированных рабочих.

Исходя из требования того времени, высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ) в начале 1933 года было принято постановление о строительстве возле поселка Ликино Лесохимического опытного завода по облагораживанию древесины (ЛОЗОД), на котором планировалось впервые в отечественной практике наладить производство прессованной древесины и изделий из нее. Проектирование нового завода было поручено институту Гипролесхим. По проекту предприятие было рассчитано на выпуск 792 тонн лигностона и 990 тонн изоплит (разновидности прессованной древесины). На строительство завода было выделено 22 млн. рублей.

Летом 1933 года в Ликино была создана строительная организация, которая входила в состав конторы Древпластмассстрой Наркомата лесной промышленности СССР. Стройку возглавил первый начальник строительства В.И.Кузнецов.

Со станции Ликино к будущему заводу потянулись грузы, строительные материалы. Началось трудное, но незабываемое время созидательного труда, время взлетов и падений, время радостных открытий и горьких ошибок.

На строительство завода прибыла группа квалифицированных строителей, в основном каменщиков, во главе с инженером А.П.Бухаринским и конструктором А.И.Чувановым.

В разные области страны направлялись вербовщики рабочей силы. Люди приходили и уходили, на ЛОЗОДе в то время была большая текучесть кадров: не все выдерживали жестокие условия труда (работали днем и ночью), плохие жилищные условия, перебои с питанием и заработной платой.

Основные работы были сосредоточены, прежде всего, на строительстве котельной. Рытье котлована началось осенью 1933 года. Первый камень будущего завода заложили его первые строители Т.Ф.Кудакин, А.С.Батулин, В.З.Ануфриев, Н.Е.Филин и другие. Руководил ими опытный инженер А.И.Чуванов. Работы продолжались и зимой, поэтому был сооружен тепляк, где нагревали бутовый камень, песок, щебень, воду. К весне 1934 года было построено зольное помещение котельной. Одновременно соорудили водонасосную башню, восстановили артезианскую скважину, тем самым обеспечив водоснабжение стройки.

Строители (109 человек, из них 17-инженеры и техники, трудились самоотверженно. В 1935 году на строительстве развернулось стахановское движение. Архивные документы донесли до нас имена заводчан - героев труда той бурной поры. Это плотники С.П.Мартынов, И.П.Кочетков, М.Лобачев, С.Е.Филин, М.И.Зайцев, столяры Д.Р. и Д.Д.Меженевы, каменщики А.И.Жигарев, П.А.Киселев, Т.Ф.Кудакин, А.Ф.Кудакин, слесари П.Е.Клименко, А.Г.Зайцев, В.М.Дюков, А.В.Ануфриев, разнорабочие П.Н.Пушков, Г.Д.Краюшкин, М.С.Свирина, Т.Н.Шемонаева, Е.М.Дюков, Е.Оборотова.

В своих воспоминаниях старейший работник завода Н.Е.Филин писал об этих людях: Вышеупомянутые рабочие - это поистине герои труда. Не считаясь со временем, погодой и трудностями, они строили наш завод. Биография каждого из них - героизм, настойчивость и любовь к родной земле .

В конце 1933 года на стройке организовался постройком, в состав которого входили С.Е.Мартынов, А.С.Батулин, И.С.Баринов, Е.Оборотова. Председателем постройкома был избран Никифор Егорович Филин. Спустя некоторое время создастся и партийная организация, состоящая из пяти человек - Г.Е.Горяченков (начальник стройки), М.П.Кузьмин, Скрипский, Н.Е.Филин, И.С.Шигаев (парторг). 20 комсомольцев тоже создали свою ячейку, которую возглавил А.Н.Югин.

Партбюро, постройком и комитет ВЛКСМ уделяли особое внимание проведению политической и воспитательной работы, развертыванию социалистического соревнования и стахановского движения.

Летом 1937 года были полностью построены и оборудованы котельная, слесарно-механическая мастерская, сушильный и деревообделочный цеха, естественные сушила, цех лигностона с отделением перебраковки и сушильными камерами, цех пропитки и пригонки брусков. Производственные площади завода в это время составляли 5596 квадратных метров.

Наличие производственной базы и трудовой энтузиазм строителей позволили осенью 1937 года объявить во всеуслышание - родился новый завод, на котором начался серийный выпуск прессованной древесины и изделий из нее.

В это время на ЛОЗОД приезжает первый директор Владимир Никифорович Субботин. Вместо ранее работающего постройкома избирается заводской комитет профсоюза во главе с Петром Васильевичем Чистовым.

На заводе складывается основной костяк рабочих, которые всю свою трудовую биографию связали с ним. Это Н.Е.Филин, С.Е.Филин, А.В.Ануфриев, А.Н.Югин, И.С.Беляков, А.С.Батулин, П.С.Батулин, И.И.Капитонов, А.П.Павлова, Т.Ф.Кудакин, Р.И.Майоров, Н.Т.Каплин, А.Н.Шемонаева, Л.К.Фролова, И.Н.Макаров, В.В.Максимов, В.М.Дюков и многие другие.

В довоенный период ЛОЗОД освоил производство прессованной древесины (лигностона и лигнофоля), брусков малого и большого челноков для текстильной промышленности, вкладышей для подшипников (ранее выпускались из меди), шпона, пропитанного лаком, изделий ширпотреба.

В 1937 году завод получил специальный заказ от строителей Московского метрополитена на изготовление подкладок под рельсы для первой линии метро Парк культуры - Сокольники . Для выпуска этой продукции ЛОЗОД приобрел многоэтажный пресс Зимпелькамп . Только в 1937 году было выпущено около 85 тонн этих подкладок.

На 1941 год были намечены большие планы. Предстояло закончить строительство и монтаж оборудования в новом цехе по производству лигнофоля, возвести жилой дом, благоустроить заводскую территорию. Свершиться этим планам помешала война. Перед ее началом на заводе работало 422 человека. Заводской поселок насчитывал 3679 кв. метров жилой площади, на которой проживало около тысячи лозодовцев, включая членов их семей.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отзывы об автомобилях ГАЗ:

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 2752 Соболь, 2001 г

Мне нужен был коммерческий автомобиль поэтому я выбрал семиместный Соболь.

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 2752 Соболь, 2005 г

У меня Соболь, 7-местный фургон. Раньше ездил на вазовских четверке и девятке.

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 31029 Волга, 1996 г

Авто я выбирал для подработки в такси и этот автомобиль как нельзя лучше подходит для такого типа работы да и стоимость играла н...

Прошедшие события группы "ГАЗ":

News image

«Группа ГАЗ» представила 5 новых модификаций автомобиле

Около $19,7 млн. инвестированы в разработку новых “Maxus” в прошлом году.

News image

ЛиАЗ освоил серийное производство низкопольных автобусо

Ликинский автобусный завод «Группы ГАЗ» провел реорганизацию главного конвейера и организовал на нем серийный выпуск низкопольны...

News image

«Группа ГАЗ» увеличила отгрузку автобусов

Компания «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» за первые три месяца 2010 года реализовала 1730 автобусов, что на 70% больше показателе...

More in: Грузовые автомобили, Коммерческие автомобили, Пассажирские автобусы

Техника ВПК:

Ходовая часть БА-64

News image

БА-64 имел колёсную формулу 4×4. Подвеска передних колёс состояла из двух четвертьэллиптических рессор и гидравлическо...

Вооружение БА-64

News image

Основным вооружением БА-64 являлся 7,62-мм пулемёт ДТ-29.

История группы "ГАЗ":

Отзыв об автомобиле ГАЗ Волга Сайбер, 2009 г

Доброго времени суток. Купил Волгу Сайбер 10 октября 2009 года.

Отзыв об автомобиле ГАЗ Волга Сайбер, 2009 г

Ездил на разных машинах: Москвич 412, ГАЗ 31029, 3110 (дв.402), 3110 (дв.406), 31105 (крайслер), Тойота Карина, Шевроле Ланос, Л...