На родине легендарного Левши умеют делать не только пряники, самовары и оружие. В ближайшее время в Тульской области начнут мелкосерийный выпуск нового российского внедорожника — полноприводного пикапа на базе «Волги» и «УАЗа». Сконструировать такой аVтомобиль и наладить его производство дело непростое — это вам не блох подковывать, — но туляки, похоже, справились. Спереди это похоже на «Волгу», сзади на «Газель», снизу — на «УАЗ». Сходство вызвано вполне объективными причинами — именно на агрегатах этих аVтомобилей и базируется аVтомобиль, имеющий рабочее название «Трофи-М».
Внедорожная «Волга»
За рулем этой машины ощущаешь себя как в обычной «Волге». Органы управления ничем не отличаются от легкового аналога — особенно если учесть, что к моменту нашего визита еще не успели установить привод управления раздаточной коробкой, и для ее включения нужно было лезть под машину. Впрочем, для первого ходового образца — а именно его нам предоставили для ознакомления и испытаний — это простительно.
Итак, поворачиваем ключ в замке зажигания — и уши наполняет знакомый звук «волговского» мотора. Трогаться с места можно, не нажимая на правую педаль. Да что там, движение без проблем можно начать и со второй передачи! Динамика разгона — вполне удовлетворительная. Импортные аналоги, которые к нам поставляют с турбодизелями, разгоняются если и лучше, то ненамного. Курсовая устойчивость вполне удовлетворительная, хотя о какой-либо чувствительности руля в околонулевом положении говорить не приходится. И это немудрено — ведь у прародителя рулевого управления, аVтомобиля «УАЗ», она еще хуже. Зато какова энергоемкость подвески! Даже на самых крупных выбоинах и кочках не появляется и намека на пробой. На неровной дороге машина не «козлит» и не раскачивается, вполне надежно сохраняя контакт с дорогой. На скользком покрытии управляется очень надежно, ведь у нее постоянный полный привод. Ну а на бездорожье тульский пикап нас просто поразил. По глинистым колеям, залитым водой, по полю, по лесу он идет так, как и подобает брутальному внедорожнику! Более того, этому аVтомобилю покоряется даже сильно пересеченный рельеф, благо ход и артикуляция подвески таковы, что вывесить колесо для фотосъемки было непросто. Угол продольной проходимости для столь длиннобазной машины оказался неожиданно большим, а очень короткие передний и задний свесы дают возможность преодолевать весьма крутые склоны.
В общем, на первый взгляд проходимость машины настолько высока, что она встает в один ряд с лучшими внедорожниками.
Анатомия гибрида
В качестве шасси конструкторы использовали раму УАЗ-3162, удлиненную на 400 мм, в результате чего длина колесной базы пикапа составила 3200 мм. Сзади на раму установлена грузовая платформа длиной 2300 мм, спереди — часть кузова «Волги». Самые большие сложности в конструировании были связаны именно с установкой кабины на раму, так как стояла задача посадить ее как можно ниже, добиваясь высокой устойчивости машины и удобства посадки-высадки. Рассказывает И. Плахотин, начальник участка ЗАО «Авто-40», занимавшегося конструированием машины: «Кабину нам пришлось перекроить, особенно заднюю часть — это было связано с компоновочными соображениями. Больше всего времени ушло на изготовление некоторых уникальных комплектующих. Чтобы передний мост при полном ходе сжатия подвески не упирался в поддон картера двигателя, мотор переместили назад, для чего пришлось кроить моторный щит. Кабина в десяти точках крепится к раме через подушки, для чего изготовлены уникальные точки крепления — стальные обоймы со стальными втулками, связанными резиновыми прокладками, гасящими нежелательные вибрации».
Кульбиты раздатки
По подвеске машина практически представляет собой УАЗ-3162. Впереди — пружины, продольные рычаги и тяга Панара, сзади — четырехлистовые рессоры. Амортизаторы закреплены в стандартных точках. Стабилизаторов поперечной устойчивости пока нет, планируется установка переднего. Самое интересное в конструкции этого аVтомобиля — трансмиссия. В ней использована раздаточная коробка от полноприводной «Газели», развернутая на 180 градусов. Дело в том, что редукторы мостов «УАЗа», установленных на тульский пикап, расположены справа, как на классических джипах, а у «Газели» — как у современных, слева.
Поэтому пришлось перевернуть один вал и изготовить заглушку. Этим убили сразу двух зайцев — получили постоянный полный привод, что большая редкость для коммерческих пикапов, и оставили возможность простой замены силового агрегата на любой другой, например дизельный, — промежуточный карданный вал позволяет это сделать! Ну а поскольку у раздаточной коробки от «Газели» нет прямой передачи — есть только две понижающие, — то в совокупности с мостами от УАЗ-3162, у которых довольно «длинное» передаточное число, получилось неплохое конечное передаточное отношение, обеспечивающее отличную тяговитость.
А еще дорабатывали задний мост, потому что на раздаточной коробке от «Газели» нет трансмиссионного тормозного механизма, как на «УАЗе», и пришлось установить в задний мост «волговский» стояночный тормоз.
По мнению конструкторов, в раздаточной коробке необходим дифференциал повышенного трения, вместо принудительно блокируемого. Тогда раздаточной коробкой можно будет управлять с помощью одного-единственного рычага. Ну а межколесные дифференциалы повышенного трения под эти мосты уже спроектированы.
Новый автозавод?
Расположенный в городе Кимовске Тульской области завод «Гидропривод», на котором и планируется выпуск нового пикапа, с 2001 года занимается работой по переоборудованию аVтомобилей и выпуском автофургонов в тематике Горьковского аVтомобильного завода. Кроме того, под заказ он делает длиннобазные «Газели». Не увеличивая грузоподъемности, заводчане удлиняют грузовую платформу на один метр и тем самым добиваются большей вместимости. Таких аVтомобилей завод способен выпускать до 80 в месяц. Кроме того, «Гидропривод» производит заднеприводные пикапы на базе «Волги» — эта модель имеет индекс «17310». Раньше Кимовский завод входил в московское предприятие «Завод “Гидропривод”, существовавшее не один десяток лет, но суровых реалий современности оно не выдержало. Оно обанкротилось, оставив нынешнему коллективу только стены и разрушенные коммуникации — все пришлось восстанавливать заново.
Вот что рассказал нам директор завода Андрей Александрович Михайлов: «Поскольку мы уже занимаемся заднеприводными пикапами на базе “Волги”, а Тульский регион, где находится наше производство, делится на две составляющие — это оборонная промышленность и сельское хозяйство, то у нас очень быстро встал вопрос о производстве полноприводного пикапа повышенной проходимости для удовлетворения запросов фермеров. Дешевого, качественного и комфортного внедорожника в нашей стране пока никто не производит.
Машина пока изготовлена в единственном экземпляре. Она была заявлена на Нижегородской выставке в 2004 году, в Екатеринбурге ее посмотрели — она вызвала большой интерес у дилеров. Правда, до реально оплаченных заказов дело пока не дошло. Многие хотели бы видеть четырехместную кабину. Теоретически можно сделать и чисто пассажирский вариант, поставить на машину фургон-«вахту». Для нас приемлемый уровень розничной цены на полноприводную машину — порядка 10 000 долларов. Все производство ориентировано на отечественные комплектующие, которые мы закупаем или у заводов-изготовителей, или у дилеров. Многое зависит от запросов дилеров — мы можем оборудовать машину платформой с лебедкой, фургоном или чем-то еще. Этот аVтомобиль не может быть серийным — безусловно, он будет изготавливаться на заказ. И исходя из того, что нужно заказчику, его оборудуют дополнительными узлами и агрегатами: кондиционерами, лебедками, каким-то определенным типом салона — у нас есть возможность делать его из искусственных кож. Все зависит от того, кому нужна эта машина и для каких целей он ее приобретает…