ГлавнаяГорьковский автозаводИстория горьковского автозаводаГорьковский Автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны
News image News image News image News image News image


Горьковский Автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны

горьковский автомобильный завод в годы великой отечественной войны

Горьковский автомобильный завод (позднее ОАО ГАЗ ) прошёл огромный путь развития. Было освоено производство большого количества различных типов грузовых и легковых автомобилей, а также военной техники. Завод всегда стоял на передовых рубежах отечественного автомобилестроения.

История Горьковского автомобильного - одна из славных страниц истории нашей страны. В тяжелые годы Великой Отечественной войны автозавод в кратчайшие сроки перестроился и начал давать фронту военную технику. Именно об этом тяжёлом периоде в истории завода я и хотел бы рассказать в моей курсовой работе. И, конечно, прежде всего мой рассказ будет о людях, которые героически трудились в тылу на Горьковском автомобильном заводе.

Всё для фронта, всё для победы - под таким девизом работали, не жалея сил, автозаводцы все 1418 суровых военных дней. На место ушедших на поле битвы мужчин встали женщины, подростки. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов.

За годы войны завод стал настоящей кузницей оружия: танки, самоходные установки, бронеавтомобили, боеприпасы, даже легендарные Катюши и многое другое вооружение рождалось в цехах.

На разбитых фронтовых дорогах горели полуторки и самоходки, уходили под лёд Ладоги, спасая жизни людей. Уходили в бессмертие… Как и тысячи автозаводцев, не вернувшихся с Великой Отечественной. Как и тысячи автозаводцев, погибших на своих рабочих местах во время налётов фашистской авиации. Вечная им память!

…22 июня 1941 года. Этот воскресный день был для автозаводцев по-необычному праздничным. Накануне, в субботу, с конвейера сошёл юбилейный мотор. Миллионный мотор!Заводская многотиражка Автогигант вышла с броским заголовком через всю газетную полосу: Есть миллионный мотор! . Горьковская коммуна поздравляла автомобилестроителей с большой трудовой победой. По радио шёл концерт по заявкам передовиков производства.

Уже с утра на трамвайных и автобусных остановках многолюдно. Одни направлялись в Стригинский бор на массовое гуляние, другие на окский пляж, любители спорта спешили на стадион. Всюду весёлое оживление, радостные лица, музыка. Кто мог подумать, что через считанные часы всё это круто переменится? Кто мог знать, что уже переменилось…

В час дня из репродуктора послышались гулкие удары метронома. Они настораживали, заставляли убавить шаг, остановиться. А через мгновение суровая грозная весть всколыхнула и потрясла людей. Она ворвалась в их жизнь коротким и страшным словом: война! . Разом перевернулся мирный уклад, нарушился привычный трудовой ритм, каждый по-новому взглянул на своё место в жизни. Как присягу на верность, как клятву восприняли автозаводцы заключительные слова правительственного сообщения: Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами! .

Из соцгорода, Стригинского бора, с окского пляжа к проходным автозавода устремился людской поток. Несмотря на воскресный день, автозаводцы шли на свои участки, к своим станкам, рабочим местам.

Мощной волной прокатились по цехам и отделам многолюдные митинги. Реяли на ветру только что написанные лозунги: Все, как один, на защиту Родины! , Разгромим фашистских агрессоров! , Ответим на удар врага сокрушительным ударом! , Каждый должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженной работы . Гневно и взволнованно звучали выступления рабочих, инженеров, служащих.

Часом позже на площади у главной проходной состоялся общезаводской митинг. Один за другим поднимались автозаводцы на импровизированную трибуну. Их выступления были пронизаны одной мыслью - отдать все силы, а если потребуется, то и жизнь делу победы. Каждый сердцем чувствовал: перед таким единством, такой сплоченностью не устоять никакому врагу. Море рук взметнулось над площадью, когда единодушно принималась общая резолюция: …Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!

И тут же в президиум митинга стали поступать первые заявления с просьбой, с требованием немедленно направить их на фронт. Заявления патриотов, написанные по велению сердца на листочках из записных книжек, на бланках рабочих нарядов, на уголках утренних газет.

Многие участники митингов, сменив праздничную одежду на рабочие спецовки, в тот же день встали к станкам, агрегатам, машинам. Сознавая всю глубину опасности, которая угрожала Родине, автозаводцы поклялись работать не покладая рук, не считаясь со временем, чувствуя себя на заводе, как на линии огня, а у станков - как у орудий.

22 июня мастер инструментально-штампового отдела Шабанов вместе с рабочими своей смены шлифовщиком Дорогавцевым, слесарем Рыкалиным, фрезеровщиком Штоковым и другими выполняли ответственное задание, не выходя из цеха 21 час. В обычных условиях на эту работу потребовалось бы четыре дня. В тот же день строгальщик-многостаночник мастерской горячих штампов Н. Н. Тулумбасов на строжке ответственных деталей выполнил три сменные нормы. Смена мастера колесного цеха А. И. Бондарчука 24 июня добилась небывалого рекорда. При норме 2600 колес за смену было собрано 3030, на другой день - 3416. Лучший строгальщик ремонтно-механического цеха В. Д. Пастухов перевыполнил норму в 4 раза и после окончания смены до часу ночи работал над выполнением другого срочного задания. Подобных примеров трудового героизма были десятки, сотни.

В час суровых испытаний сотни автозаводцев начали осаждать партком, комитет комсомола, военкомат. В своих заявлениях они просили направить их добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках выступить на защиту своей Родины. 22 июня от автозаводцев поступило более 100 заявлений, 23 июня - 160 заявлений, число их росло с каждым днём.

Горячей любовью к своей Родине, глубокой верой в победу над врагом было проникнуто коллективное письмо автозаводцев своим товарищам, отъезжавшим на фронт. Опубликованное 1 июля 1941 г. на страницах областной газеты Горьковская коммуна и заводской многотиражки, оно призывало крепить единство фронта и тыла, отдать все силы на разгром врага: Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулемётов, танков, самолётов, автомобилей … А если завтра страна призовёт нас в ряды Красной Армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдём беспощадно бить врага. У станков нас заменят жёны, матери, сёстры .

Ярким проявлением патриотизма, готовности автозаводцев встать на защиту Родины явилось создание народного ополчения. По велению сердца в народное ополчение шли люди разных возрастов и профессий. Всех их объединяло единое стремление - с оружием в руках отстоять свободу и независимость Отечества. За короткое время ополченцами стали около 10 тысяч автозаводцев. После напряжённого рабочего дня, несмотря на усталость, они обучались стрелковому делу, умению владеть винтовкой, пулемётом, гранатой.

В настоящий штаб по подготовке боевых резервов превратился по существу комитет комсомола завода. Сотни комсомольцев отправлялись на работу инструкторами ПВХО и руководителями групп самозащиты. В цехах создавались специальные комсомольско-молодёжные отряды по охране промышленных объектов, по борьбе с пожарами, со шпионами и диверсантами, с вражескими парашютными десантниками. Автозаводцы брали шефство над военными госпиталями, помогая медперсоналу ухаживать за раненными бойцами, выступали с концертами художественной самодеятельности, готовили подарки защитникам Родины.

Стоит также сказать о службе военизированной охраны завода (ВОХР). Я хотел бы привести воспоминания бывшего командира 2-го сводного отряда ВОХР Желвакова А. В. по охране Горьковского Автомобильного Завода в годы Великой Отечественной войны:

В ночь с 4-го на 5-е ноября 1941 года был совершён массированный налёт фашистской авиации на Горьковский Автомобильный завод.

Заградительный зенитный артиллерийский огонь, истребительная авиация не дала прорваться эшелону вражеской авиации на автогигант. Однако отдельным бомбардировщикам удалось прорваться.

В результате был разрушен взрывами бомб от серийно-залпового бомбометания и объят пламенем учебный комбинат, частично разрушен транспортный цех. Ряд бомб было сброшено в соцгороде.

Во время налёта вражеской авиации на автомобильный завод начальник сводного отряда товарищ Никитин находился на командном пункте, а я руководил резервами сводного отряда и постами наземного и воздушного наблюдения, территория ВОХР и прилегающей местности, находившейся в штабе сводного отряда.

Пост воздушного наблюдения на территории отряда ВОХР сообщил, что сильный взрыв произошёл в районе военного городка.

На этой территории было устроено много щелей для укрытия семей работающих на ГАЗе и семей военизированной охраны.

Командиру отдельного отряда товарищу Гамаеву мною было дано задание разведать местность от военного городка и до главной проходной завода. В случае завала людей в щелях или обнаружения раненных оказать им помощь.

Через 25 минут командир товарищ Гамаев по телефону доложил: Бомба взорвалась около масс энтузиастов, напротив управления завода. Есть раненные, мед-сан службы оказывают им помощь. Население военного городка не пострадало. Следую в сводный отряд.

Налёт вражеской авиации продолжался до начала рассвета.

Пост наземного наблюдения сообщил о том, что фашистская авиация применяет ядовитые газы, имеется запах хлора. Я позвонил об этом на командный пункт. Командир 2-го сводного отряда товарищ Никитин ответил: Командным пунктом команд Газ! не давалось.

Химической разведкой сводного отряда было установлено, что у подъезда общежития сводного отряда ВОХР была разбита бутыль с соляной кислотой. При соединении кислоты со снегом образовался туман и запах хлора.

После семи часов был дан отбой. Нажав на все рычаги коммутатора я дал команду: Отбой! Всем начальникам караулов доложить о результатах налёта вражеской авиации на объект и состояние личного состава.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отзывы об автомобилях ГАЗ:

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 31029 Волга, 1993 г

Комфорт для водителя и пассажиров. Типичный российский автомобиль 1993 года.

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ Волга Сайбер, 2008 г

Услышьте! Невзирая на устаревший модельный ряд Крайслер Себринг, Додж Стратус, наш российский перерожденец Волга Сайбер даст фор...

News image

Отзыв про ГАЗ 21 Волга 1963

Информация об автомобиле: Седан • дверей - 4 • коробка передач - Ручная • Задний привод • пробег - 7500 км • двигатель - 2,4 Авт...

Прошедшие события группы "ГАЗ":

News image

«Группа ГАЗ» расширила модификационный ряд ПАЗ-3204

В марте 2009 года Павловский автобусный завод начал производство двух новых модификаций автобуса ПАЗ-3204: ПАЗ-320412 удлиненный...

News image

«Группа ГАЗ» приступает к выпуску самосвалов с увеличен

Автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» в июле выводит на рынок коммерческой автомобильной техники дорожные самосвалы с увеличен...

News image

«Группа ГАЗ» поставит 48 автобусов в Тверь

«Группа ГАЗ» начала отгрузку первой партии автобусов в Тверь.

More in: Грузовые автомобили, Коммерческие автомобили, Пассажирские автобусы

Техника ВПК:

Средства наблюдения и связи БРДМ-2

News image

Как средство разведки, БРДМ-2 обладает развитым комплексом средств наблюдения. Командир машины располагет бинокулярной...

Вооружение БА-64

News image

Основным вооружением БА-64 являлся 7,62-мм пулемёт ДТ-29.

История группы "ГАЗ":

Отзыв об автомобиле ГАЗ Волга Сайбер, 2009 г

Ездил на разных машинах: Москвич 412, ГАЗ 31029, 3110 (дв.402), 3110 (дв.406), 31105 (крайслер), Тойота Карина, Шевроле Ланос, Л...

Отзыв об автомобиле ГАЗ 3110 Волга, 1998 г

Вообщем по-порядку... Владею 1 г и 3 мес, до этого машин своих не было, но за рулем ездил на многих наших и не так мало, хотя мн...