1 января 2007 года Горьковскому автомобильному заводу исполнилось 75 лет.
За 75 лет своей истории Горьковский автозавод разработал и освоил в производстве 6 поколений грузовых автомобилей, 6 поколений легковых автомобилей среднего класса, 3 поколения представительских легковых автомобилей большого класса, 6 поколений колесных бронетранспортеров и гусеничных машин.
Всего коллективом предприятия разработано более 40 базовых моделей грузовых и легковых автомобилей, а также военных и специальных автомобилей и автобусов, сотни их модификаций и опытных конструкций. За эти годы завод выпустил свыше 17 миллионов легковых и грузовых автомобилей.
Доля завода ГАЗ в производстве автомобилей в России составляет: 5%- легковых, 55,6% – грузовых, 47,9% – автобусов. Годовой объём производства составляет более 230 тысяч автомобилей, из них — 53,4% грузовые, 17,2% – автобусы, 26,7% – легковые автомобили. Годовой оборот около 60 млрд. руб.
Горьковский автомобильный – традиционный поставщик грузовых автомобилей для сельского хозяйства, надежных полноприводных грузовиков для армии, легких коммерческих грузовиков семейств Газель и Соболь для малого и среднего бизнеса, а также легковых автомобилей среднего класса Волга . Кроме того, для силовых структур освоен выпуск автомобилей многоцелевого назначения Тигр . Наращивается производство широкой гаммы автомобилей специального назначения: коммунальная и дорожная техника, автомастерские и передвижные лаборатории, медицинские и инкассаторские автомобили, автоцистерны и топливозаправщики.
ГАЗ – первое российское предприятие, на котором уже три года действует новая производственная система организации труда, принятая в крупнейших автомобильных компаниях мира. В результате на ГАЗе с момента ее внедрения возрос суточный темп выпуска продукции, повысилось качество, снизились издержки и объемы незавершенного производства. Условия труда и культура производства вышли на новый уровень.
Система качества Горьковского автомобильного завода сертифицирована по национальным и международным стандартам ИСО-9002, присвоенным экспертами САТР-Фонд (Россия) и TUV Management Service GmbH (Германия). На ГАЗе действует сертификат на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 при проектировании и разработке, сборочно-кузовном производстве и реализации легковых и грузовых автомобилей и автобусов, а также на производство и реализацию отливок и заготовок из цветного металла и сплавов.
Горьковский автозавод постоянно совершенствует разветвленную дилерскую сеть, охватывающую всю Россию. Только за последние полтора года в различных регионах страны открыты 37 новых авторизованных дилерских центров автозавода, соответствующих фирменным требованиям предприятия по техническому оснащению, качеству предоставляемых услуг и корпоративному оформлению. В планах автозавода на ближайшие два года — открытие 158 таких центров по всей России.
Автомобили ГАЗ хорошо известны и всегда пользовались заслуженным успехом во многих странах мира. За последние 20 лет Горьковский автозавод экспортировал в более 30 стран мира около 250 тысяч автомобилей различных моделей. В последние годы доля экспорта ежегодно составляет около 40 тысяч автомобилей. Успехи в области экспортной политики по достоинству оценены Министерством экономического развития и торговли РФ, которое два года подряд (2005 г. и 2006 г.) присуждает Торговому дому Горьковского автозавода Русские машины звание Лучший экспортер за высокие показатели внешнеэкономической деятельности. В планах предприятия – выстраивание новой экспортной политики, в соответствии с которой реализацией займутся вновь созданные зарубежные представительства ГАЗ . Главной задачей каждого представительства будет анализ экспортных возможностей холдинга в различных регионах, а также выстраивание работы с потенциальными и уже существующими дилерами.
С 2005 года завод входит в Группу ГАЗ – крупнейший автомобилестроительный холдинг, в составе которого четыре автобусных завода (ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ), Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов, ярославские заводы по производству топливной и дизельной аппаратуры; а также ОАО Автомобильный завод Урал , ОАО ТвЭкс , ОАО Брянский арсенал , ОАО Челябинский завод строительно-дорожных машин , ОАО Заволжский завод гусеничных тягачей .
Группа ГАЗ взяла курс на увеличение масштабов бизнеса, превращение компании в глобального участника международного автомобилестроительного рынка и в качестве производителя, и в качестве поставщика услуг. До 2011 года планируется инвестировать в предприятия холдинга 30 миллиардов рублей, из них только в 2006 году 1,6 миллиарда рублей вложены в развитие основной базы компании – в Горьковский автомобильный завод. В 2007 году в холдинге будет создан мощный инженерный центр, который займется разработками новых моделей для всех 20-ти заводов, входящих в состав Группы. Планируется вложить значительные средства в НИОКР, обновление продуктового ряда и создание новых моделей.
За последний год на предприятии реализованы следующие инвестиционные проекты: модернизация и увеличение производства легких коммерческих грузовиков, выпуск автомобиля Волга с двигателем DaimlerChrysler , наращивание производства среднетоннажного грузовика городского типа Валдай и автомобиля многоцелевого назначения Тигр , внедрены стандарты ЕВРО-2 и ЕВРО-3, экологические программы.
В апреле 2006 года Группой ГАЗ подписано соглашение с корпорацией DaimlerChrysler о покупке производственных активов завода Sterling Heights Automotive Plant (штат Мичиган, США), где производят Chrysler Sebring и Dodge Stratus, а также лицензии на это производство. В настоящее время оборудование перемещается на Горьковский автомобильный завод, где организуется выделенное сборочное предприятие, полностью соответствующее мировым стандартам. Производство и продажа этих моделей будет осуществляться под собственным брэндом Горьковского автозавода. Первый выпуск новых автомобилей намечен на начало 2008 года. Вначале мощности завода составят 65 тыс. легковых автомобилей в год. Поставщики комплектующих сохранятся в полном объеме, к 2009 году ГАЗ рассчитывает вывести новое производство на локализацию в 50%.
В июле 2006 года Группой ГАЗ была приобретена английская компания LDV Holdings , которая производит современные лёгкие коммерческие автомобили Maxus. Новые конструкторские, управленческие и производственные ресурсы в результате данного приобретения позволят российской компании последовательно разрабатывать и запускать востребованные рынками модификации. После прохождения необходимых испытаний, адаптации и сертификации Maxus будет импортироваться из Великобритании, а в ближайшие 2 года его производство будет налажено в Нижнем Новгороде. Бизнес-план предусматривает выпуск 3 тыс. Maxus российской сборки в 2008 году, а в перспективе компания планирует выйти на большие объемы производства.
В настоящее время на заводе трудится 50 тысяч человек. Средняя заработная плата автозаводцев в ноябре 2006 года составила 12 300 рублей. Активно развиваются социальные программы поддержки работников автозавода, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, многодетных матерей. Завод в полной мере выполняет обязательства коллективного договора, на реализацию которого ежегодно выделяется около 500 млн. рублей. Постоянно растут налоговые отчисления в бюджеты всех уровней: если в 2005 году в бюджетные и внебюджетные фонды предприятием и его дочерними структурами было перечислено 6 млрд. 634 млн. 655 тыс. руб., то в 2006 году сумма возросла почти до 9 млрд. рублей.