ГлавнаяГорьковский автозаводИстория горьковского автозавода Хочешь врага победить на войне - план выполняй вдвойне и втройне!
News image News image News image News image News image


Хочешь врага победить на войне - план выполняй вдвойне и втройне!

 хочешь врага победить на войне - план выполняй вдвойне и втройне!

Конкретное выражение этот лозунг получил в широко развернувшемся движении двухсотников и трёхсотников. Значительная часть рабочих была мобилизована в ряды Красной Армии, а оставшиеся на производстве давали слово работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт. Это патриотическое движение сразу же получило широкое распространение на автозаводе.

Передовые двухсотники завода токарь Василий Шубин и фрезеровщик Иван Якименко, соревнуясь между собой, в 5, 10 и даже 15 раз превышали установленные нормы. На второй день войны, - вспоминает В. Ф. Шубин, - на фронт ушли мой брат Иван и зять Пётр. В первых же боях Пётр погиб, сиротами остались четверо малолетних детей. Потом пришло письмо от Ивана - он лежал в госпитале. Я, как и все, часто ходил в военкомат, рвался на фронт, но в военкомате сказали коротко: не обивай пороги - не поможет, твоя винтовка - твой станок. Перед глазами стояли строки из письма Ивана: Братуха, давай больше оружия! . Трудно осознавал простую истину: кому-то надо же быть в тылу. Решил работать и за себя, и за брата и погибшего зятя. И станок патриота действительно всю войну работал за несколько человек, был настоящим местом сражения. 19 октября В. Шубин добился невиданной выработки - 25 норм за смену. Весь свой заработок он перечислил в фонд обороны страны.

В то же время развернулось движение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий. Строгальщик мастерской горячих штампов Н. Н. Тулумбасов до войны работал на двух станках и выполнял производственную норму на 170%.В первые дни войны он перешёл на обслуживание четырёх станков, затем пяти, перевыполняя сменные задания в 3-3,5 раза. Работница сборочного цеха А. Я. Макарова успешно работала на шести станках. На четырёх станках трудились во втором моторном цехе Силина, Солдатов, Сурков. Обычно они выполняли сменные задания на 150-160%.

Сотни рабочих стремились овладеть смежными профессиями, дать фронту как можно больше продукции. Так, рихтовщица кузнечного цеха Клавдия Тихонова, уплотняя рабочее время, освоила четыре профессии: заточника, шлифовщика, кузнеца и рихтовщика. Прессовщицы кузнечно-рессорного цеха Н. К. Губанова и С. А. Кузьмичёва освоили профессии машиниста на паровых молотах, а прессовщица З. М. Рудневская - профессии машиниста и кузнеца на паровом молоте. Это позволило им систематически выполнять сменное задание на 130-140%.

В сентябре 1941 года Совинформбюро рассказало о трудовых успехах работницы прессового цеха автозавода Елены Боряковой. На другой день во многих цехах был вывешен броский плакат: Шире развернём движение за совмещение профессий! Вчера Совинформбюро сообщило: стахановка прессового цеха Горьковского автозавода Елена Борякова изучила четыре специальности и может теперь выполнять работу электросварщицы, прессовщицы, сверловщицы и наждачницы. Товарищи автозаводцы, следуйте её примеру! Овладейте несколькими профессиями! Заменяйте товарищей, ушедших на фронт!

Движение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий приобрело на автозаводе широкий размах. В августе 1941 года на предприятии насчитывалось 1359 многостаночников и 668 человек, овладевших несколькими специальностями. В начале октября комсомольцы автозавода одновременно с молодёжью Уралмашзавода выдвинули новую форму социалистического соревнования - фронтовые бригады. Самоотверженным трудом окажем помощь защитникам столицы. Будем работать по-фронтовому! - этот боевой клич молодых автозаводцев был широко подхвачен не только на горьковских предприятиях, но и по всей стране.

Прошло всего несколько дней, а фронтовые бригады появились уже во многих цехах. К 15 октября 1941 года на автозаводе действовали 32 фронтовые бригады, которые объединяли 256 молодых патриотов. Первые комсомольско-молодёжные бригады В. Шубина, В. Тихомирова, И. Якименко, В. Шабаева, П. Давыдовой, Ф. Любавина и других показывали примеры подлинного трудового героизма.

Комсомольско-молодёжная бригада колёсного цеха начала работать 23 октября, и в первый же день члены бригады Горшков, Русинова, Пронина, Абатурова, Кузнецова, Рыбакова, Симаков и Дегтяренко перевыполнили норму в 2 раза. Колёсный цех ещё не знал такой высокой коллективной производительности труда; на следующий день выработка составила 218%, а 25 октября - 225%. В цехе режущего инструмента трудилась фронтовая бригада И. Якименко. В неё входили фрезеровщики А. А. Осьмушников, Н. И. Солодухин, Д. Ф. Шагаев, строгальщица М. И. Лугина, заточник В. Н. Земсков, контролёр П. Е. Лукьянов. Взяв обязательство выполнить сменное задание на 200%, они довели выработку до 245%. Члены бригады П. Давыдовой из литейного цеха серого чугуна в первый же день выполнили сменное задание на 225%. В механосборочном цехе работала бригада В. Шабаева, которая систематически выполняла сменное задание на 600%, а в отдельные дни - на 800%. Так трудились десятки фронтовых бригад.

В труде, как в бою! - под этим патриотическим лозунгом многотысячный коллектив автозаводцев проявлял невиданное мужество и стойкость, с каждым месяцем наращивая темпы производства. В сжатые сроки освоил производство нового танка Т-70, бронеавтомобиля и аэросаней. За разработку конструкций новых типов лёгких танков и бронемашин главному конструктору завода А. А. Липгарту , заместителю главного конструктора Н. А. Астрову и конструктору В. А. Грачёву была присуждена Государственная премия.

Во всесоюзном соревновании в июле 1942 года автозавод завоевал второе место, а в августе - первое. Коллектив автозавода был удостоен высокой награды - переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны.

В сентябрьские дни тяжёлых боёв на улицах Сталинграда перед Горьковским автозаводом была поставлена сложная задача по значительному увеличению выпуска боевой техники. Рабочие, инженерно - технические работники и служащие первого моторного цеха призвали коллектив завода объявить первую декаду сентября фронтовой. И в этом месяце переходящее Красное знамя ГКО присуждается автозаводцам.

В октябре литейщики и кузнецы со страниц Автогиганта обратились к рабочим завода с призывом провести декаду помощи Сталинграду : Будем работать день и ночь не покладая рук, не отходя от станков, и обеспечим выполнение фронтовых заказов каждой сменой, каждым рабочим! . Рабочие будни тех дней - пример массового героизма. Вот один из них. Для выпуска новой боевой машины, на освоение которой было отпущено всего две недели, необходимо было сделать сложный штамп. 20 часов, не отходя от электрограйнёра, трудились слесари Кузьмин и Невежин. А когда закончили работу, подошёл начальник цеха: Выручайте. Надо срочно обработать детали, откованные новым штампом . После непродолжительного отдыха они снова встали к станкам. Сообщили домой, что живы-здоровы, выполняют боевое задание. Две недели не выходили патриоты из цеха, спали по 4-5 часов в сутки. Также работали и другие автозаводцы, выполнявшие срочный фронтовой заказ. через две недели колонна боевых машин направилась под Сталинград.

Достойный вклад в обеспечение победы советских воинов под Сталинградом внёс коллектив Горьковского автомобильного. 19 декабря автозаводцы рапортовали Родине о досрочном выполнении плана 1942 года. В оставшиеся дни фронт получил дополнительно значительное количество боевой техники и боеприпасов. В 1942 году автозаводцы выпустили продукции в 1,5 раза больше, чем в 1941 году. Выработка на одного рабочего возросла на 35%.

Уже в первые дни войны на автозаводе, как и по всей стране, началось могучее движение по созданию фонда обороны, оказанию всесторонней помощи фронту. Автозаводцы заявили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолётов, танков, пушек и другой боевой техники. Рабочие, инженеры, техники принимали решения об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. Рационализаторы и изобретатели перечисляли в этот фонд вознаграждения.

Осенью 1941 года автозаводцы одними из первых в Горьковской области начали сбор тёплых вещей для воинов Красной Армии. 10 сентября Горьковская коммуна опубликовала письмо коллектива автозавода. Мы, - писали автозаводцы, - обращаемся ко всем трудящимся области с призывом принять вместе с нами активное участие в обеспечении Красной Армии всем необходимым для ведения войны в зимних условиях. В каждой семье найдётся тёплая вещь, которая может быть полезна бойцу. Сдавайте её в фонд Красной Армии . С сентября 1941 года по февраль 1942 года трудящиеся автозавода собрали для воинов 22 тысячи различных тёплых вещей и белья. К Новому году, Первому мая, 7 ноября автозаводцы посылали на фронт любовно приготовленные подарки, тёплые, сердечные письма.

Широкий размах приобрело на автозаводе патриотическое движение по сбору средств на строительство авиаэскадрилий и танковых колонн. Пусть мои трудовые рубли тяжёлым молотом обрушатся на голову фашистского зверя, помогут Красной Армии нанести ему смертельную рану , - заявил на митинге кузнец Елизар Васильевич Куратов. К середине января 1943 года автозаводцы собрали на строительство авиаэскадрилии имени В. П. Чкалова и танкового корпуса Советский танкостроитель 5 125 тысяч рублей.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отзывы об автомобилях ГАЗ:

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 2790 Газель, 2007 г

Прочитав отзывы о газельке, решил высказать своё мнение. Свою Газельку купил в автосалоне на заказ. Сейчас пробег 120 тыс. км

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 3110 Волга, 1998 г

Посмотрел что, как и сколько стоит, выбрал более-менее живую (на мой взгляд) из того, что предлагалось и купил. 3110 1998 г.в. с...

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 3705 Валдай, 2007 г

Стаж с 1984 года. Работать довелось на ГАЗ-51, - 52, - 53, -66, ЗИЛы все, ИФА, Камазы.

Прошедшие события группы "ГАЗ":

News image

Специальная техника на базе автомобилей ГАЗ представлен

На выставке в рамках 15-го Международного научно-промышленного форума «Россия

News image

Автозавод «Урал» «Группы ГАЗ» принял участие в празднов

Полноприводные автомобили завода «Урал» «Группы ГАЗ», а также «первенец» предприятия – выпускаемый в военные годы автомобиль «ЗИ...

News image

«Группа ГАЗ» продолжает экспорт в Индию автомобилей «Ур

В июле автомобильный завод «Урал» в рамках контракта на общую сумму $ 2,59 млн. отгрузил в Индию 40 машинокомплектов.

More in: Грузовые автомобили, Коммерческие автомобили, Пассажирские автобусы

Техника ВПК:

БА-64 в других странах

News image

Польским войскам за годы войны был передан 81 БА-64[39], из которых к 16 июня 1945 года в строю оставалось 53 машины, ...

Средства наблюдения и связи БА-64

News image

Средства наблюдения за местностью для механика-водителя на БА-64 ограничивались размещённым в верхнем лобовом бронелис...

История группы "ГАЗ":

Отзыв об автомобиле ГАЗ Волга Сайбер, 2009 г

Ездил на разных машинах: Москвич 412, ГАЗ 31029, 3110 (дв.402), 3110 (дв.406), 31105 (крайслер), Тойота Карина, Шевроле Ланос, Л...

Отзыв об автомобиле ГАЗ 3110 Волга, 1998 г

Вообщем по-порядку... Владею 1 г и 3 мес, до этого машин своих не было, но за рулем ездил на многих наших и не так мало, хотя мн...