Заполонив страну газелями , в Нижнем решили заняться разведением пушных зверей . Начали сразу с Соболя .
ГАЗЕЛИ НЕ ТОВАРИЩ?
Что это за машина, ни для кого уже не тайна. Она успела покрасоваться на выставках, о ней писал журнал (ЗР, 1997, № 6). Каждый, кто ее видел, наверняка сделал вывод, что Соболь - это маленькая Газель , и... был неправ. Да, с технической точки зрения между этими автомобилями немало общего (хотя и много меньше, чем кажется на первый взгляд), но вот идеологически специалисты завода всячески пытаются разлучить Соболя с предшественницей - Газелью . Соболь , настаивают они, - самостоятельная разработка, а никак не модернизация предшественницы. Это автомобиль другого класса (грузоподъемностью до 1 тонны), с иными характеристиками, возможностями, направленностью. А что внешне похож на Газель , так это объяснимо. Ныне даже благополучные зарубежные фирмы унифицируют все, что можно, а нам и подавно грех не воспользоваться тем, что уже есть и неплохо себя зарекомендовало. Так что сходство есть, и не только внешнее. Но все же Соболь - другой автомобиль - таково мнение тех, кто его разрабатывает. Правы они или глаза застилает пелена любви к обожаемому детищу? Скажу сразу: если и перехваливают новинку, то в меру. Но давайте разберемся во всем по порядку.
СХОДСТВА...
Здесь и далее придется все же сравнивать Соболь с Газелью . Пусть он ей, как утверждают, и не родственник, но отталкиваться от чего-то в рассказе надо, тем более газовскую полуторку многие хорошо знают.
Итак, что у них общего? Передняя часть кузова (кабина) вместе с отделкой, двигатель, коробка передач и сцепление, карданная передача с доработками. Добавим фары, стекла, зеркала, дверные ручки и еще кое-что, мелкое или не очень.
РАЗЛИЧИЯ...
Поговорили об общих чертах, теперь перейдем к важнейшим различиям. Во-первых, у Соболя своя, собственная рама. Не укороченная газелевская , а оригинальная, с совершенно новыми лонжеронами. Во-вторых, у него оригинальная передняя подвеска - независимая, двухрычажная, и - завидуйте, владельцы волг ! - бесшкворневая, на шаровых опорах. Говорят, ее создавали с оглядкой на узлы безвременно ушедшей Чайки . Задняя подвеска ближе к газелевской , но отличия есть и тут - например, другие рессоры. Далее, у Соболя изменены тормоза. Диаметр передних дисков на 15 мм больше, чем у Газели . Свои барабаны сзади - ведь здесь стоят односкатные колеса, с совершенно иным, чем у двускатных, креплением. Задняя часть кузова, несмотря на внешнее сходство, сильно отличается от Газели полом, крышей, боковинами. Говоря об интерьере, нельзя не отметить новую крышку ящика для бумаг, а в перспективе - новое рулевое колесо. Да, чуть не забыл. Все автобусы, а по заказу и любой другой Соболь планируется оснащать гидроусилителем руля.
Ну что, близким родственником приходится Соболь Газели или нет? Окончательно решить можно, лишь попробовав новый автомобиль в деле. А пока давайте оглянем соболево семейство.
ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ
Даже появление на свет соболей должно происходить иначе, нежели газелей , - от сложного к простому. Вспомним: у той сначала был бортовой грузовик, потом - его модификации, а со временем появились фургоны и автобусы. Производство же соболей планируется начать в конце 1998 года именно с цельнометаллических машин, причем со средней крышей. Позднее появится их низкий вариант и бортовой грузовик. Может, есть тому свои, технологические причины. Но есть и политическое объяснение. В Соболе - куда меньше от грузовика, чем в Газели . Не потому ли сначала появятся наиболее легковые - пассажирские и грузопассажирские модификации?
Вообще планируется, что новинка будет производиться в тех же вариантах, что и Газель . Не будет разве бортовой машины со сдвоенной кабиной.
Теперь о соболях по порядку. Бортовой грузовик грузоподъемностью 900 кг называется ГАЗ-2310. Грузовой фургон GAZ 2752 везет 770 кг груза, его грузопассажирский вариант GAZ 2752 - комби - берет на борт до семи человек и 305 кг поклажи. И наконец, два микроавтобуса: одиннадцатиместный GAZ 22173 и его шестиместный собрат класса люкс GAZ 2217.
На выбор предлагается широкая гамма двигателей. Два мотора четыреста шестого семейства, с карбюратором или впрыском, перспективный дизель с турбонаддувом, который в прошлой жизни был австрийцем по имени Штайр , а перекочевав в Россию, стал называться ГАЗ-560, и, наконец, старый знакомый - мотор семейства 402, которым должны оснащать самые простые (и дешевые) соболи . Много моторов - это неплохо. Какой станет самым массовым, решит время и покупательский спрос.
Кстати, полноприводный Соболь пока делать не собираются. Почему? Попробуем разобраться.
КОРОЛЬ ЗАКОУЛКОВ, ГРОЗА ТРОТУАРОВ
Газель в самые сжатые сроки захватила пустующую нишу полуторатонных грузовиков. Она довольно успешно (о недостатках говорить не будем - сказано уже немало) справляется со своими обязанностями. Выше ее в табели о рангах стоят среднетоннажные грузовики, которые сегодня спросом не пользуются, а вот ниже? Там лишь древний ульяновский автомобиль, который больше подходит для бездорожья, чем для города или шоссе, и совсем уж маленький ижевский каблук . Это из отечественных. Зато буржуйской техники - пруд пруди. Недаром все популярнее фольксвагеновские транспортеры и разные японцы , зачастую подержанные - такие дешевле. Газель все же довольно громоздка, а каблук порой оказывается маловат.
То же с пассажирскими машинами. УАЗ по комфорту на микроавтобус не тянет. Газель посовременнее, но все же из грузовичка сделана, да и размеры опять же. Выходит, снова - иностранцы?
Вот на них-то, разгулявшихся в классе автомобилей грузоподъемностью до 1 тонны, и точит свои зубки Соболь . Именно он должен развозить мелкие партии товаров в городской тесноте, шнырять по переулкам, подбираться к магазинчикам, возить простой (и не очень простой) люд. Наконец, это вариант для семьи, которой нужна большая, вместительная машина. Полный привод сделает ее гораздо дороже, а использоваться будет редко - потому о нем пока нет речи!
Внешне Соболь очень даже неплох. Знакомые формы выглядят совсем по-другому на короткой, приземистой машине с широкими колесами. Автобус будто бы припал к земле, стал шире. Хотя это запланированный обман зрения. Новые колеса, хромированная решетка радиатора, пластиковые накладки по низу кузова - Соболь , конечно, не легковая машина, но всем своим видом на это намекает. Нельзя сказать, что он чертовски красив, но гармоничности облика у него не отнять.
В кабине все знакомо любому, кто ездил в Газели . Соболю , оснащенному гидроусилителем, не нужна громадная баранка - поговаривают о новом руле, более удобном и современном. Не устраивают заводчан и многие другие элементы интерьера, которые потребитель постоянно критикует. Их тоже будут менять или дорабатывать. Но когда? Это зависит не от желания, а от возможностей, которые нынче не очень-то велики.
А теперь за руль. Полуторастасильный 406-й мотор, независимая подвеска, гидроусилитель сделали свое дело: ехать на Соболе куда легче и приятнее, чем, скажем, в Газели со старым мотором. Двигатель обладает достаточным запасом тяги даже на низких оборотах, но особенно хорош, когда его раскрутят . Легко бежит тяжелый автобус, не звенит , не греется. Сцепление работает достаточно мягко, без рывков. Трогаясь, не приходится им постоянно играть . Гидроусилитель позволяет меньше работать рулем. Нет, руль и без него не слишком тяжелый, но какой ценой это достигнуто! Крутишь-крутишь... Теперь от упора до упора руль совершает почти вдвое меньше оборотов и усилие минимальное.
Кстати, выше речь шла о моторе, оснащенном впрыском топлива. Его карбюраторный вариант оставил менее приятное впечатление. Чувствуется, что и силенок у него куда меньше, и провалы, присущие карбюратору, в некоторых режимах заметны. Конечно, впрыск - вещь для нас новая и пока что страшноватая, но, поверьте, очень удобная и приятная (при должной надежности, конечно).
А теперь с ровного асфальта - на выбоины и брусчатку. Как поведет себя независимая подвеска? Оказалось, очень неплохо. Особенно это заметно в сравнении с машиной, у которой обычная газелевская балка. Автомобиль с новой подвеской куда комфортабельнее и не склонен к продольной раскачке, как многие высокие короткобазные машины. Иногда даже появляется ощущение, что едешь в большой и, скорее всего, американской машине: Соболь не скачет по неровностям дороги, он плывет по ним. Если подходить к Соболю с газелевскими мерками, это впечатляет. Но такое поведение для комфортабельного микроавтобуса, наверное, и есть норма.
Последний номер программы - дизель. Как двигатель, он безоговорочно понравился: отлично тянет на всех режимах даже загруженную балластом машину. Провал на низких оборотах, присущий многим дизелям с турбонаддувом, малозаметен. Достаточно резво набирает обороты, так что езда на дизеле не превращается в езду на тракторе - машина довольно шустрая. Но за удовольствие надо платить. Соболь с дизелем заметно шумнее своих собратьев, в нем ощущаются неприятные вибрации. Конечно, нам достался опытный образец, его наверняка будут еще доводить до ума, в том числе и по шуму, и по вибронагруженности, но дизель есть дизель... Правда, свет на нем клином не сошелся. Кому комфорт важнее тяговых возможностей - может выбрать один из бензиновых двигателей.
ПОЧЕМ ПУШНИНА?
Цена на Соболь пока не определена. Но, видимо, она если и будет выше, чем у аналогичной Газели , то ненамного. А может, Соболь окажется даже чуть дешевле. Повторим простую истину - любой товар должен стоить своих денег - чтобы продавать Соболь по цене Мерседеса , с ним надо сравняться по техническому уровню. Даже если очень захотеть, объективные технические, производственные и финансовые трудности не преодолеть быстро. Но уж точно никогда не справиться с проблемами, стоя на месте. В этом ГАЗ упрекнуть трудно. Была Газель , за ней модернизация Волги , теперь появился Соболь - автомобиль похожий на Газель и (правы заводчане) во многом совершенно другой. Окончательный вердикт новой модели вынесет потребитель. Ждать осталось недолго - меньше года.