ГлавнаяЛикинский автозаводО продукции ЛиАЗЛиАЗ-677: лучший отечественный автобус!
News image News image News image News image News image


ЛиАЗ-677: лучший отечественный автобус!

лиаз-677: лучший отечественный автобус!

В начале 1960-х годов в СССР все больше назревала необходимость нового автобуса для городских маршрутов. Конструкция ЛиАЗа-158 (бывш. ЗиЛ-158) выглядела устаревшей: маленькие двери, невысокая вместимость и неподходящая для города компоновка салона, маломощный двигатель, большое потребление топлива и т.п.
Проектирование концептуально нового автобуса было начато в 1962 году совместно с Львовским автобусным заводом и Заводом им. Лихачева. Было изготовлено несколько прототипов (первый был успешно одобрен Госкомиссией), которые отличались от серийный модификаций элементами отделки (в частности, иными решетками у фар, двустворчатыми дверьми на некоторых прототипах, другим расположением светотехники, сиденьями, маршрутоуказателем и т.д.). Вплоть до 1965 года прототипы испытывались в южной части СССР в условиях субтропического климата. После успешного прохождения испытаний ЛиАЗ-677 был запущен в серию опытно-промышленного производства в 1967 году. Затем начался массовый выпуск новых автобусов и замена ими автобусных парков СССР, и уже в конце 70-х ЛиАЗ-677 был самой массовой моделью автобуса в Советском Союзе.
С 1982 по 1986 год на конвейере происходила постепенная модернизация автобуса. Модернизированные автобусы имели индекс «677М». У модернизированных автобусов появилось 3 люка в крыше, бамперы, задние фонари и верхние габариты стали прямоугольными, изменился капот: теперь в нем появилась вторая прорезь для лучшего охлаждения двигателя, на части стекол перестали ставить форточки – теперь они служили запасными выходами, правое окно в кабине водителя получило форточку, а поручни стали отделывать пластиком, над дверьми заделали окошечки с надписями «Вход» и «Выход».
В таком виде производство ЛиАЗа-677М продолжалось на Ликинском заводе вплоть до 1994 года. После этого автобусы некоторое время собирались на авторемонтных заводах в Яхроме, городе Тосно (где было выпущено некоторое количество автобусов с дизельным двигателем), Орехово-Зуево и других городах до начала 2000-х годов. При этом стоит отметить, что в по крайней мере в Яхроме до сих пор делают капитальный ЛиАЗов-677 ремонт с заменой кузова.
Конструкция. Кузов автобуса был цельнометаллическим, полунесущим. Нижняя часть кузова, сваренная из прямоугольных труб (ферма), выполняет функции рамы. Автобус имеет 2 пассажирские четырехстворчатые двери (с пневматическим приводом), каждая из которых рассчитана на одновременный вход/выход двух пассажиров и одну дверь для водителя по левому борту. Салон имеет 25 мест для сидения (городское исполнение) и общую вместимость в количестве 80 человек (вплоть до 110 в часы пик). Салон автобуса отделен от кабины водителя перегородкой с большим стеклом с форточкой. В салоне применено инновационное для тех лет люминесцентное освещение. Потолок и внутренние боковины отделаны пластиком, а сиденья имеют отделку и кожзаменителя и жесткие по своей структуре, что позволяет производить мойку салона. Задняя часть автобуса была чуть ниже, переходящая часть пола имела небольшой наклон, а у задних дверей было на одну ступень меньше. Автобус оснащен V-образным восьмицилиндровым четырёхтактным карбюраторным 7-литровым двигателем ЗиЛ-375Я7, который расположен в передней части кузова справа от водителя. Максимальная мощность двигателя достигает 180 л.с. при 3200 об/мин. Двигатель потребляет бензин А-76 при среднем его расходе в размере 45 л/100 км (хотя реальный расход намного превышает и 50 л/100 км). Максимальная скорость составляет 70 км/ч. Автоматическая трансмиссия состоит из гидромеханической передачи, которая включает гидротрансформатор и двухступенчатый редуктор; передачи переключаются автоматически. Применение гидромеханической коробки (впервые на автобусах в СССР) значительно облегчило труд шофера в условиях городской среды и улучшило плавность хода автобуса. Также плавность хода (лучшая, чем у иных современных автобусов) обеспечивалась благодаря подвескам на пневмобаллонах. Рулевое управление имело гидроусилитель. Ножные тормоза были барабанными с пневматическим приводом, а стояночный – с механическим приводом на задние колеса.
Модификации. Помимо обычной городской версии (позже с обозначением «М»), автобус имел великое множество модификаций:
-Б (МБ – на базе 677М) – пригородное исполнение, которое отличалось двойными сиденьями с большим общим количеством мест для сидения, а также ровным полом на протяжении всего салона;
-А (МС – на базе 677М) – исполнение для северных регионов страны, отличалось утеплением кузова, двойным остеклением и иной планировкой салона;
-В – экскурсионный вариант с одной передней пассажирской дверью и измененной планировкой салона (общее количество мест для сидения увеличено, добавлено место для экскурсовода), а запасное колесо вынесено на кронштейн сзади с внешней стороны автобуса.
-П – модификация для использования в аэропортах для доставки пассажиров от здания терминала непосредственно к самолету, отличалась наличием пассажирских дверей по обеим сторонам автобуса и измененной планировкой салона;
-Г (МГ – на базе 677М) – газобаллонная модификация для работы на сжиженном газе, баллоны устанавливались под полом салона;
-штабные ЛиАЗы-677 имели одну пассажирскую распашную дверь спереди и измененный салон, предназначались для правоохранительных и иных органов;
-ЛиАЗ-5930 «Лотос», 5931 «Лотос», 5932 «Магнолия» - передвижные телевизионные станции (ПТС), предназначенные для записи и трансляции телепередач. Имели большой кузов с теле - радиооборудованием, водруженный на шасси с кабиной ЛиАЗа-677.
-Экспортные исполнения отличались элементами отделки (иные – прямоугольные передние фары, другая отделка передка).
Также стоит отметить, что на предприятиях, производящих ремонт и эксплуатирующих автобусы, было произведено огромное количество переделок из обычных ЛиАЗов-677, перечислить которые не представляется возможным. Например, большое распространение имеет самодельная газобаллонная модификация с баллонами на крыше. Также очень часто после снятия автобусов с маршрутов, они еще долго могли эксплуатироваться в качестве тех-помощей, при этом удалялись сиденья, устанавливался необходимый инструмент и т.д. ЛиАЗ-677 использовался в качестве транспортного средства ГОЧС, при этом часть сидений удалялась, и устанавливались носилки для эвакуации раненных.
В больших городах эксплуатация этих автобусов почти закончилась. В Москве они ушли с маршрутов в конце 2004 года, хотя некоторые до сих пор работают в качестве тех-помощей, а в Подмосковье ЛиАЗы-677 проработали вплоть до 2007 года. Но кое-где еще остались городки, где эти легендарные автобусы составляют основу парка.
Подводя итог, следует сказать о том, что всего было выпущено более 200 тыс. автобусов данной модели, и ЛиАЗ-677 можно считать самым массовым отечественным автобусом. Уже 40 лет эксплуатируются эти автобусы на просторах нашей Родины, во многих местах воздвигнуты памятники этому автобусу-труженику, а пассажиры навсегда запомнят его самым теплым, уютным, красивым и дружелюбным автобусом.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отзывы об автомобилях ГАЗ:

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ 3110 Волга, 2002 г

За рулем давно, больше тридцати лет. За это время были у меня разные отечественные авто.

News image

Отзыв про ГАЗ 21 Волга 1963

Информация об автомобиле: Седан • дверей - 4 • коробка передач - Ручная • Задний привод • пробег - 7500 км • двигатель - 2,4 Авт...

News image

Отзыв об автомобиле ГАЗ Волга Сайбер, 2009 г

Авто, которое, наверное, надо было сделать года три назад до кризиса, шло бы в лёт.

Прошедшие события группы "ГАЗ":

News image

Внедрение СПГ-автобусов на польские дороги

Согласно последним новостям, МЗА, муниципальная транспортная компания, решила увеличить парк, пополнив его двухсекционными ма...

News image

«Группа ГАЗ» разрабатывает автобусы с гибридной силовой

«Группа ГАЗ» представила Транспортной дирекции Олимпийских игр полную линейку автобусов для Олимпиады 2014 года.

News image

Бренд «ГАЗель» «Группы ГАЗ» открывает сетевое представи

«Группа ГАЗ» завершила работу над официальным сайтом, посвященным семейству автомобилей «Газель».

More in: Грузовые автомобили, Коммерческие автомобили, Пассажирские автобусы

Техника ВПК:

Модификации с усиленным вооружением

News image

БА-64Б с пулемётом СГ-43 — принятое в литературе обозначение опытного варианта БА-64Б, оснащённого пулемётом СГ-43. Пр...

История создания БТР-60

News image

В 1950-х годах основным бронетранспортёром мотострелковых подразделений Советской Армии был БТР-152, созданный на шасс...

История группы "ГАЗ":

Отзыв об автомобиле ГАЗ Волга Сайбер, 2009 г

Ездил на разных машинах: Москвич 412, ГАЗ 31029, 3110 (дв.402), 3110 (дв.406), 31105 (крайслер), Тойота Карина, Шевроле Ланос, Л...

Отзыв об автомобиле ГАЗ 3110 Волга, 1998 г

Вообщем по-порядку... Владею 1 г и 3 мес, до этого машин своих не было, но за рулем ездил на многих наших и не так мало, хотя мн...