В 1946 году Московское отделение «Промстройпроект» разрабатывает проектное задание на реконструкцию КРМЗ под выпуск экскаваторов на гусеничном ходу. Кроме того, завод должен был по прежнему выпускать пильные валы и многоэтажные подъемники. На предприятии работали уже 392 человека.14 декабря 1946 года Минстройдормаш утверждает проектное задание на реконструкцию завода: под выпуск в год 120 экскаваторов на гусеничном ходу типа «Д-107» с емкостью ковша 0,5 кубометра. В феврале 1947 года получает назначение новый руководитель - Петр Потапович Долбанов, который руководил предприятием до 1970 года. За это время завод не только приобрел профиль, но и славу одного из крупных промышленных предприятий страны. В 1946-1948 годах на заводе изготавливались узлы и запасные части для экскаваторов по кооперации с Ленинградским, Костромским и Дмитровским экскаваторными заводами. Развивалась кооперация по поставке металлоконструкций и деталей с механообработкой для Костромского, Киевского, Ташкентского, Дмитровского и Ленинградского заводов. В 1948 году КРМЗ «Экскаватор» переименован в Калининский экскаваторный завод Министерства Строительного и дорожного машиностроения (КЭЗ). Введен в эксплуатацию механосборочный цех площадью 5362 кв. метра. В начале декабря 1949 года изготовлен опытный образец универсального экскаватора на пневмоколесном ходу с канатной подвеской стрелы Э-255, серийный выпуск которых начался в октябре 1950 года. Э-255 имел ковш емкостью 0,25 куб. м., наибольшую скорость передвижения - 12,1 км/час, вес - 12 тонн, производительность 60 куб. м. в час. Он был первым в стране экскаватором на пневмоколесном ходу, отличавшимся от своих гусеничных собратьев высокими скоростями передвижения и производительностью. К концу года было выпущено 26 экскаваторов. Через три года завод впервые отгрузил 34 экскаватора на экспорт, в основном в социалистические страны. В 1951 году изготовлено 153 экскаватора. Освоено серийное производство решетчатых стрел, ковшей грейферов и драглайнов. Завод приступил к реконструкции инструментального цеха с термоотделением. Численность работающих составила на конец года 1181 человек. В 1953 году изготовлен опытный образец модернизированного экскаватора Э-253 с ковшом 0,35 куб. м. Внедряются новые формы организации производства - предметно-замкнутые поточные линии. Улучшаются условия труда: завод полностью переведен на отопление горячей водой, в цехах открыты санузлы. Построен и сдан в эксплуатацию детский сад на 75 мест, введено в эксплуатацию 1100 кв. метров жилья. В октябре 1954 года выпущен 1000-й экскаватор Э-255. Утверждено проектное задание на реконструкцию завода в расчете на выпуск 2000 штук экскаваторов в год. В 1957 году завод полностью перешёл на выпуск экскаваторов новой модели Э-302 на базе широкой кооперации и специализации с Ленинградским экскаваторным заводом. За год выпущено 600 экскаваторов. В 1958 году заводом спроектирован, изготовлен, испытан и подготовлен к серийному выпуску экскаватор Э-305 - на автомобильном ходу. Серийно он стал выпускаться с 1959 года. В 1959 году проведены заводские испытания опытного образца экскаватора Э-304 на уширенном гусеничном ходу, он пошёл в серию с 1960 года